СЛОН писав:При упоминании о Toyota Crown, воображение подготовленного автолюбителя начинает рисовать живописные картины роскоши со вкусом отделанных салонов, мощности рядных шестицилиндровых двигателей, ну и, конечно же, завидной плавности хода, ставшей, благодаря рамной конструкции, едва ли не визитной карточкой модели. У героя данной истории судьба исходно складывалась по несколько иному сценарию.
Японские производители давно были славны умением построить автомобиль, удовлетворявший, в зависимости от исполнения, потребности различных групп потребителей. Амплитуда сходивших с конвейеров машин разнилась от ориентированных на коммерческую деятельность упрощённых версий (их кузов специально окрашивался белым цветом, для удобства нанесения иероглифов и рекламной информации, а комплектация включала в себя только самое необходимое), до модификаций, оснащённых по последнему слову инженерной мысли, порой заметно опережавших своё время. Не стал исключением и Toyota Crown – его габариты и общая вместительность сулили большой успех на ниве пассажирских перевозок. Для нужд такси, под капотом поселился более экономичный четырёхцилиндровый двигатель, работавший на природном газе. Рычаг коробки передач был расположен на рулевой колонке, что позволило установить сплошное переднее сиденье. Отделка салона была выполнена из устойчивого к износу дерматина, а напольное покрытие – из гладкого легкомоющегося материала, взамен ворсового ковра. Все эти факторы, вкупе с высокой японской надёжностью, помогли заслужить Toyota Crown признание не только в рядах японских таксистов. В начале 90-х годов ХХ столетия, когда советский строй катастрофически трещал по швам, а морякам Черноморского пароходства ничего не мешало ввозить праворульные японские автомобили, в городе Одесса возникла едва ли не критическая ситуация, связанная с общей изношенностью парка машин такси. Горьковский автозавод, ставший на долгие годы монополистом в этой отрасли, установил на свою продукцию новые высокие цены, делавшие её приобретение нерентабельным. Да и качество сборки «волг», родом из того «смутного времени», оставляло желать лучшего. Выходом из сложившейся ситуации было заключение соглашения с японской стороной о создании совместного предприятия. В итоге, автомобили-такси, списанные по регламенту в Японии, переправлялись в Украину морем, где и продолжали трудиться в привычном амплуа. Так на улицах Одессы гегемония «волг» с «шашечками» была на некоторое время потеснена праворульными такси Nissan Cedric и Toyota Crown. Отбоя от пассажиров, для которых поездка на подобном авто была в диковинку, наблюдать не приходилось. Сами же водители, не знавшие альтернативы привычной «баранке» ГАЗ-24, положительно восприняли подобные нововведения. Не смущало их даже непривычное расположение руля справа.
Однако спустя несколько лет, когда ввезенные японские такси уже успели себя полностью окупить и даже принести прибыль, выяснился любопытный факт, сыгравший едва ли не судьбоносное значение на деятельности СП. Воспользовавшись пробелами на правовом поле, украинская сторона эксплуатировала ввезенные автомобили без растаможки. Также вместе с официальным запретом на ввоз праворульных авто, освежать парк японскими машинами-такси становилось всё более накладно. Количество «ниссанов» и «тойот» с зелёным огоньком постепенно сокращалось, а отдельные авто, после списания, выкупались водителями по остаточной стоимости для использования в качестве личного транспорта. Один из них – белый седан Toyota Crown YS120 до сих пор колесит по одесским дорогам. Со слов владельца авто Владимира, суммарный пробег составил более полутора миллионов километров (по пришествии машины на украинскую землю, цифры на одометре перешли отметку в 400000км). Несмотря на высокую степень общего износа, продавать «краун» Владимир не намерен – простота конструкции позволяет ремонтировать машину собственными силами. А высокая грузоподъёмность, обусловленная рамной конструкцией, делает «тойоту» незаменимой помощницей в перевозке собранного урожая с дачи.
Спасибо, очень познавательная статья из истории Одесского таксопарка.
На сегодняшний день из тех самых завезенных японских такси Краунов и Цедриков, где-то с десяток еще колесит по Одессе.
Самые необычные были с светящейся антенной на переднем бампере и японским элипсообразным пано с иероглифами на крыше. Также в таксопарке в начале 90-х было несколько нерастаможенных Японских грузовичков рефрижераторов. Дальнейшая судьба которых неизвестна.